Реализация Государственной программы «Саламатты ?аза?стан» Единой Национальной системы здравоохранения внесла позитивные преобразования в работу системы здравоохранения.

Так, централизация бюджета для оказания стационарной и стационарозамещающей помощи позволила внедрить единый тариф за каждый пролеченный случай на всей территории страны, определить калькуляционную стоимость наиболее часто встречающихся заболеваний, фактические затраты при проведении оперативных вмешательств.

         В Карагандинской области объём финансирования стационарной и стационарозамещающей помощи за 2009-2012 годы вырос почти в 2 раза. Это позволило внедрить современные медицинские  технологии в кардиохирургии, нейрохирургии, травматологии и ортопедии, хирургии и др. направлениям. На 2013 год заключены договоры на проведение высокотехнологичных операций в офтальмологии в рамках гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи с организациями частной формы собственности.

И теперь больные могут получить высокоспециализированную медицинскую помощь в клиниках города, не выезжая в республиканские центры г.Алматы и Астаны. Число больных, получивших высокоспециализированную медицинскую помощь растет из года в год. Так, если в 2010г. в клиниках города этот вид помощи получили 719 человек, в 2011г. – 2913, то в 2012г. - 4038  человек.

Сегодня в Карагандинской области больным с острыми заболеваниями сердца в круглосуточном режиме выполняется коронарография и, при необходимости, стентирование коронарных сосудов при областном кардиохирургическом центре.  Благодаря такой тактике при остром инфаркте миокарда смертность от этого недуга снизилась в два раза, и каждый пациент работоспособного возраста вернулся к труду.

В областном центре травматологии и ортопедии  в круглосуточном режиме выполняются операции по восстановлению переломов  крупных трубчатых костей с использованием современных технологий. Если раньше больной с переломом бедренной кости находился на стационарном лечении 1,5-2  месяца и в дальнейшем – был «закован» в гипсовый корсет на многие месяцы, то сейчас с внедрением новых технологий больной становится работоспособным через короткое время. Такая же ситуация и с выполнением эндопротезирования тазобедренного сустава при переломах шейки бедра у пожилых людей: до внедрения этой технологии больные не могли самостоятельно передвигаться, обслуживать себя и были обречены на смерть от сопутствующих осложнений. Сейчас после операции и ранней реабилитации больной самостоятельно передвигается и способен себя обслужить.  

Внедрение Единой Национальной Системы Здравоохранения обеспечило равные условия для деятельности государственных и частных медицинских организаций. Удельный вес организаций частной формы собственности, участвующих в оказании гарантированнного объема бесплатной медицинской помощи с 2010 года возрос с 20,0% до 27,0%, что обеспечивает конкуренцию среди поставщиков медицинских услуг. Это также положительно влияет на качество оказываемой медицинской помощи. Например, проведение сеансов диализа частными медицинскими организациями, которые пришли на рынок медицинских услуг со своими аппаратами для гемодиализа последних поколений, способствовало улучшению качества жизни пациентов: в настоящее время часть из них отказались от инвалидности и начали работать. Кроме того, государственные медицинские организации, оказывающие данные услуги, начали переоснащение своих центров.

В настоящее время без нагрузки на государственный бюджет больницы закупают необходимое оборудование путем лизинга.  

В области проведена большая работа по развитию стационар замещающих технологий, отмечается ежегодный рост объёмов оказания медицинской помощи на уровне дневного стационара. Это выгодно как больному (получение всего комплекса лечебно-диагностических мероприятий, не находясь круглые сутки в стенах лечебного учреждения), так и медицинской организации (минимальные затраты на коммунальные расходы, зарплату, отсутствие затрат на питание).

Созданию конкурентной среды в сфере здравоохранения способствует и один из принципов Единой Национальной Системы Здравоохранения – право выбора больным медицинской организации. Сейчас больной может выбрать для лечения в плановом порядке любую медицинскую организацию Республики Казахстан через портал Бюро госпитализации - республиканский электронный реестр  больных, подлежащих плановой госпитализации. Пациент вносится в этот список территориальной поликлиникой. Каждый плановый больной, нуждающийся в стационарном лечении, в поликлинике по месту жительства получает код  на портале, после чего становится «видимым» и «контролируемым» для Министерства здравоохранения и местных органов управления здравоохранением. Пациент может сам отследить динамику продвижения очереди по «листу ожидания». При риске затягивания госпитализации этой ситуацией занимаются Бюро госпитализации, управление здравоохранения, департамент контроля медицинской и фармацевтической деятельности. Т.е., пациенты не «теряются» и процесс госпитализации становится прозрачным. Исчезло так называемое  «телефонное» право госпитализации без очереди. При необходимости пациент может обратиться в контролирующие органы за разъяснениями или помощью. Телефоны размещены в регистратурах поликлиник и приёмных отделениях больниц.

Так, в 2012г. через портал Бюро госпитализации госпитализировано 63 455

больных, из них: в клиники местного уровня – 62 659 (98,7%), клиники других областей – 0,3%, в Республиканские клиники – 1%. Вся процедура от момента определения стационара до госпитализации занимает, в среднем, от 3-х до 7 суток.

Говоря о развитии Единой Национальной Системы здравоохранения, нельзя не коснуться положительных преобразований на амбулаторно-поликлиническом уровне.

          В нашей области, в целях раннего выявления заболеваний, продолжено проведение скрининговых программ. По инициативе Министерства здравоохранения спектр обследований расширяется. Так, в 2012 году проводятся профилактические скрининговые осмотры на выявление  болезней системы кровообращения, злокачественных новообразований, гепатитов « В» и «С» у детей и взрослых и др.             

Большое внимание уделяется повышению доступности медицинской помощи населению, особенно проживающему в отдаленных регионах. В Карагандинской области  функционирует 4 передвижных медицинских комплекса, для приобретения которых из республиканского бюджета выделено 342 млн. тенге. За 2 года осмотрено более 100 тыс. сельских жителей в 196 населенных пунктах области.

Особо необходимо отметить, что с получением финансовой поддержки стал ощутим акцент социальной направленности первичной медико-санитарной помощи. А это – рост подушевого норматива, выделение дополнительных средств из республиканского бюджета на введение должностей социальных работников и психологов в амбулаторно-поликлинических организациях. Всего в области дополнительно введены должности  27 психологов,  114 социальных работников и 513 медицинских сестер для укомплектования участковой службы.   

Это позволило освободить врача от нагрузки, которую может выполнять медицинская сестра. Мы смогли приблизить медицинские услуги к пациенту, обеспечив доставку рецептов и лекарств домой пожилым людям, инвалидам, оказывая помощь в сборе документов на получение инвалидности. Средние медицинские работники приглашают жителей прикрепленного региона на медицинские осмотры, помогают записаться к врачу на прием, тем самым решая вопрос очередей в поликлинике, ведут санитарно-просветительскую работу.

От рутинной работы врачей и медицинских сестер со временем избавит и внедряемая Единая информационная система здравоохранения. В настоящее время  нашими больницами и поликлиниками получено более 11 тыс. единиц компьютерной техники, установлено программное обеспечение, проведено обучение работников здравоохранения.

С 2011г. введен стимулирующий компонент подушевого  норматива, с учетом достижения индикаторов конечных результатов (отсутствие материнской, младенческой смертности, подростковой беременности, запущенных случаев туберкулеза, раннее выявление онкопатологии). В текущем году мы получили 722 млн. тенге для 46 организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Причем, более 10% от этой суммынаправлено на повышение квалификации работников участковой службы.  Остальные средства   позволили увеличить заработную плату медицинским работникам.

Для повышения удовлетворенности населения и предупреждения появления обоснованных жалоб во всех  медицинских организациях функционирует служба управления качеством медицинских услуг, ведется работа психологов в поликлиниках. Работа созданного при акимате области Общественного Совета по защите прав пациентов, Этических советов при управлении здравоохранения и медицинских организациях направлена на быстрое реагирование и принятие управленческих решений по обращениям граждан. Как результат - уже  в 2012г. снижено количество обоснованных жалоб на 5%.

В пилотных организациях области начинается  внедрение системы менеджмента качества совместно с представителями ведущих европейских клиник.

Мы стремимся к тому, чтобы работа медицинских организаций была ориентирована на пациента, при этом исключительно важным является активное соучастие  и солидарная ответственность самих граждан за собственное здоровье.

В области реализуется Государственная программа развития здравоохранения «Саламатты ?аза?стан» и перед нами стоят масштабные цели по улучшению показателей здоровья населения.  Необходимо отметить, что в Карагандинской области достигнуты неплохие результаты. Так, в прошедшем году рождаемость увеличена на  3,0%, общая смертность имеет тенденцию к снижению, естественный прирост населения увеличен на 8,0%.  Снижается заболеваемость и смертность от социально-значимых заболеваний (туберкулеза, болезней сердечно-сосудистой системы, онкологических заболеваний).

В дальнейшем мы продолжим работу по достижению устойчивой позитивной динамики всех показателей. Наличие кадрового потенциала, финансовая поддержка, необходимые ресурсы для этого у нас есть.

 

Начальник управления здравоохранения               Т. Садвакасов

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
48,0,-4,75,1
600,600,60,0,3000,5000,25,800
80,150,1,5,42,14,31,0,25,41,0,0,0,1,1,5000
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.